forestam → Дайв – сафари по югу Красного моря (маршрут: Дэдлас – Роки – Забаргад - Сент Джонс)  8

8 декабря 2008 в 0:38
Египет

ФОТО: под водой - Ольга Волгина, Андрей Ермаков

на поверхности - Олег Жуков, Светлана Слепченко, forestam

Под югом подразумевается не самый южный юг Красного моря, а египетский юг, расположенный неподалеку от границы с Суданом. Если смотреть на карту, это будет середина Красного моря. Самая северная точка нашего маршрута находится на широте Марса Алам, а самая южная  лежит на линии Северного тропика.

Итак, московский октябрь сменился африканской жарой – мы прибыли в Хургаду. Встретились в аэропорту с местным гидом Анной и с несколькими членами нашего дайверского братства, которые летели не из Москвы. Наш долгий путь на юг начался на суше: от Хургады до Марса Алам мы отправились на двух автобусиках. Мужчины нашей группы были очень строги  с водителями-арабами, поэтому более 300 км мы проехали без неприятных приключений .

Яхта «Obsession» уже ждала нас в порту. Хотя портом это место назвать сложно: хаотично стоящие в прибрежных водах сафарийные лодки, никаких причалов и административных зданий. Нам пояснили, что стоянка в настоящем порту Марса Алам стоит очень дорого, а здесь намного дешевле.

Наши тяжеленные сумки и чемоданы со снаряжением «помогали» разгружать местные мальчишки разных возрастов и весовых категорий, и нисколько не стеснялись потребовать доллар за «работу».

Пассажиров и многочисленный багаж дайверов на борт доставляют «зодиаками» (надувными моторными лодками).

Наконец, мы на борту самого лучшего судна для дайв-сафари флота «Sea Serpent Fleet» - яхте «Obsession»!

Итак, сколько нас? 14 дайверов, включая инструктора московского дайв-клуба «Акванавт» и ее, т.к. это она – Ольга, помощник Кирилл из того же клуба, два дайв-гида, Анна и Мо,  и команда яхты в количестве 10 человек.

Занимаем двухместные каюты, сдаем опустошенные чемоданы и обувь команде на хранение, и идем знакомиться с  судном, которое будет нашим домом 6 дней.

Яхта такая большая, что, выйдя из своей каюты, можно ни с кем не встретиться.:))

Знакомьтесь, яхта "OBSESSION" :

• 2 единицы системы опреснения воды, каждая по 4500л в день;

Навигационная система:

· 2 спасательных шлюпки на 25 человек каждая и 45 спасательных жилетов

· VHF радио, HF радио, GPS, радар + Эхо Локатор, EPIRB, спутниковый телефон, 2 компаса;

· Сигнальные ракеты, аптечка первой помощи, кислородная маска, противопожарная система, в т.ч. сигнализация, огнетушители.

Оборудование для дайвинга:

• компрессоры 820 л/мин;

• Nitrox: Мембрана (500 л/мин);

• 40 баллонов по 12 л (DIN/Intl.).

Каюты: 10 комфортабельных кают специально оборудованных для максимально возможного комфорта дайверов. Каюты рассчитаны максимум на двух человек и укомплектованы: кроватью, индивидуально настраиваемым кондиционированием воздуха, ванной комнатой с душем, мини баром.

Бар/кают компания: Просторные кают-компания и обеденные места хорошо оборудованы: бар, ТВ, DVD, стерео система и CD проигрыватель.

Солнечные палубы и дайв палуба: Для любителей солнца наверху есть площадка для загорания, где также возможны ужины под луной, наблюдая красивые закаты Красного Моря.

Спасательное снаряжение и навигация: На Obsession имеются впечатляющее навигационное и спасательное снаряжение для любых ситуаций. Просторная дайв палуба гарантируют обеспечение дайверам удобной площадки для погружений

Ночь проходит в порту, утром долго ждем разрешения на выход в море. Другие яхты уходят одна за другой, мы провожаем их завистливыми взглядами, а сами все ждем.…И вот нас собирают на палубе, чтобы всех предъявить проверяющему. На нас пренебрежительно посмотрели и, указывая на каждого пальцем, пересчитали как единицы багажа. Потом проверяли каждый уголок яхты в поисках «зайцев», а наши жабры сохнут все сильнее! Очень хотелось хотя бы просто искупаться в такой вожделенной воде, но там, где подолгу стоит столько яхт, этого делать никак нельзя по понятным причинам.

Наконец-то, мы  выходим в море! Сейчас наша цель – рифы недалеко от Марса Алам (Shaab Marsa Alam), чтобы провести там два чек-дайва для проверки себя и оборудования в безопасных условиях  при входе в воду с корабля и «зодиака». В ожидании счастья от встречи с морем готовим снарягу к погружению, надеваем еще сухие гидрокостюмы, невероятное количество грузов, которое, скорее всего, значительно уменьшится после чек-дайва,  дружно плюем в маски и откручиваем друг у друга вентили баллонов с воздухом, подпрыгивая от нетерпения.

И вот оно, счастье!..Широкий шаг...

...и кайф!!!

Из чек-дайвов меня очень порадовал тот, что был с «зодиака». До этого я никогда так не погружалась! Восемь человек в снаряжении сидят на резиновых бортах спиной к воде, по прибытии на место погружения и после проверки гидом наличия течений, раздается команда «One, Two, Three, Go!» и все одновременно падают за борт спиной вперед! Это здорово! Если делать все правильно и, самое главное, синхронно, то никто не получает баллоном или конечностью соседа по голове , что в первый раз, конечно же, произошло.

После двух «чеков» были полноценные погружения по 2-4 в день в зависимости от погодных условий и длительности переходов.

Первый пункт маршрута – риф Daedalus.

Он имеет форму яйца. И на этом рифе стоит замечательный французский маяк 1863 года постройки. Стоянка яхт с западной стороны рифа, мы подплыли на зодиаке к проржавевшей лестнице, по которой можно подняться от поверхности воды к железной дороге, ведущей к маяку. При этом поучаствовали в соревновании, т.к. яхт и желающих посетить маяк много, а лестница одна! Мы, конечно, победили!

По железной дороге при желании можно прокатиться на ржавой дрезине, что и сделала группа иностранных товарищей. Они очень веселились, снимая все это на видео.

Поднимаясь на маяк, в любое окно видишь море, берег очень далеко отсюда. Это впечатляет, когда осознаешь…

Внутри маяка – невероятная лестница, лохматая от соленого воздуха, но крепкая, скрученная болтами, никакой сварки. Она простоит века!

Достопримечательности рифа Дэдлас на этом не закончились! Там, где стоянка яхт, живут 5 прикормленных акул. Все то, что находится на поверхности воды, привлекает их в качестве пищи, поэтому просто купаться здесь нельзя, могут покусать. Одна девушка летом нарушила запрет и поплатилась за это. Акула откусила ей кусок мягкой ткани голени. Естественно, сафари в тот момент закончилось для всей группы по вине этой девушки, а совсем не акулы. На таких мероприятиях, как дайв-сафари, нужно выполнять все правила безопасности, ведь мы приезжаем получить удовольствие, а не проблему, и все зависит только от нас самих. Тем более, что на таких сафари нет поддержки с воздуха, а берег очень-очень далеко (более 80 миль), мобильной связи нет, только спутниковая, да и то с переменным успехом. Так что, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но это не страшно, если во всем руководствоваться здравым смыслом и инструкциями гида и руководителя группы.

Требования к погружениям в этом месте тоже жесткие. Так как нельзя находиться на поверхности, то прыгнув в воду с корабля, нужно сразу упасть камнем метров на 5-7 и дальше идти по плану погружения. Нам так хотелось встретить акул, что, упав на нужную глубину, мы никуда не поплыли, а повисли на якорном конце и стали ждать…

Так получилось, что я оказалась выше всех, и любопытная акула поплыла прямо ко мне! Мне рассказывали потом, как это выглядело со стороны: акула плывет ко мне, я «в темпе вальса» (по словам рассказчиков), пытаюсь по веревке опуститься ниже, к плотной группе товарищей. Получается не очень, акула уже близко, и я, как учили, выпускаю ей в морду пузыри, и она делает над нами круг и уходит. Странно, но паники не было, было боязно, конечно, но я понимала, что под водой акула не воспринимает меня, как пищу, потому что мы с ней примерно одинакового размера (ласты ведь тоже считаются J ). Кстати, я одна из группы была в коротком костюме (с голыми руками и ногами), да еще в белом . Как-то неуютно!

Повисев еще немного в надежде, что она вернется и друзей приведет, и, не дождавшись этого, мы поплыли-таки по своим делам…

Здесь (да и в других пунктах нашего маршрута) красивейшие рифы, полностью живые. Разнообразие кораллов потрясает! Наш гид Аня сказала, что рифы Хургады были такими 30-40 лет назад! Теперь там все погублено…

Ночью нас ждал длительный переход к островам Роки и Забаргад. Мы шли всю ночь при сильном ветре и бортовой качке! Теперь я знаю, как перенести качку, нужно просто спать или хотя бы лежать. А если нет такой возможности, «Драмина» вас спасет. Мы все переходы проспали! :))

Рано утром, еще не было 5, мы подошли к острову Роки.

И были там одни! Ни одной яхты рядом. Встретили рассвет и нырнули! Красота неописуемая, можно много рассказывать разными словами, но пока не увидишь своими глазами, не ощутишь ее! Плавали мы долго и со вкусом вдоль отвесной стенки в течении, где дна нет и в помине. Рядом с нами, чуть глубже, проплыла немаленькая серая рифовая акула, даже не заинтересовавшаяся нашей организованной толпой. А далеко в синеве прошла какая-то громадина! Хорошо, что ей с нами было не по пути! Там, где большое течение разбивается о риф на два течения поменьше, стояла четких строем стая черно-белых снупперов, как в мультфильме «В поисках Немо» (это те рыбы, которые показывали всевозможные картины). К сожалению, этого нет на фото :(

А еще нам встречались стаи тунцов, мурены, скаты, баракуды, множество рыб помельче, моллюски…Всего и не перечислишь!

Когда мы готовились к всплытию, я услышала писк. Сначала не поняла, что это. Думала, компьютер, оказалось, не он. Спросила у напарника, он тоже пожал плечами в недоумении. Потом я поняла, что это дельфины, стала крутиться, высматривать их. Я мечтала встретиться с ними в их среде. Но я их не увидела, они не подошли к нам.

Мы дружно всплыли, погрузились в зодиак, и тут нас окружила с громким писком большая дельфинья стая!!! Они как будто ждали, когда мы уйдем из воды, чтобы пообщаться с нами. Темно-серые, небольшие, они прыгали и пищали вокруг наших двух зодиаков и проводили нас до самого корабля. Хотелось плакать от счастья!

Следующим номером нашей программы был остров Забаргад.

Это черепаший заповедный остров, здесь они откладывают яйца, выходить на берег запрещено. Только здесь мы смогли просто искупаться в море, с криком прыгая с борта в воду. Лагуна, которая такого нереального цвета на фото, на самом деле такого цвета!

Там, где вода темнее, глубина около 20м.

Здесь мы встретили черепаху, которая не пыталась сразу уплыть от нас, с восторгом толпящихся вокруг, а ненадолго составила нам компанию.

Следующее место не значилось в нашем маршруте, но капитан был столь любезен, что доставил нас еще южнее, на рифовые острова Сент Джонс.

В подводном местечке под названием St Jons Forest (в арабском варианте Umm Arouk) мы погружались днем и ночью. Это на самом деле лес, только вместо деревьев здесь коралловые образования в виде столбов (или стволов деревьев) разного несколькометрового диаметра, почти достигающие поверхности воды. В темноте нам встретился (большая удача!!!) испанский танцор! Это огромный голожаберный моллюск красного цвета, извивающийся в толще воды. Потрясающее зрелище!

После ночного погружения по сафарийной традиции каждого из нас встречали на яхте рюмкой водки и украинским салом!

Еще один дайв-сайт Сент Джонса достоин описания. Это Пещеры (St Jons Caves). В рифе образовалось огромное количество проходов. Глубина небольшая (от 4 до 9 м), поэтому лучи солнца просвечивают их, игра света непередаваема! На дне песок, очень комфортно. В особо узких местах, к большому сожалению, кораллы «затерты».

Красивые подводные пещеры нам достались еще раз, на Shaab Claudia, когда мы повернули к северу от Сент Джонс в направлении к дому.

Стоянка яхт в этом месте постоянна, и здесь вареными яйцами прикормили наполеона. Когда мы подплыли под свой корабль для всплытия, он подошел к нам, дал всем себя погладить. Это невероятно!!! У него очень гладкая склизкая поверхность. Когда проводишь по его боку рукой, он не боится и не уплывает, только смотрит своим вращающимся глазом на твою руку, контролирует процесс! Наш гид Мо поблагодарил наполеона , конечно, вареным яичком. Гиды говорят, что наполеоны очень любопытны, и сами почти всегда подплывают к людям.

Еще одно волшебное местечко, в котором мы побывали, это Small Abu Galawa. Это подводная лагуна, окруженная со всех сторон рифами. Попасть в нее можно только с одной стороны через узкий проход на глубине 5-6 м. И вот мы внутри! Глубина около 20 м, никаких течений, спокойная вода и красота!!!

Здесь в 1956 г затонул небольшой парусник, который стал домом для стаек рыб, и весь оброс кораллами. Его якорь выглядит, как люстра!

До возвращения в Марса Аллам оставалось 2 дайва. Мы начинали грустить…

Вечерами развлекали себя игрой в «Твистер» и «Мафию», но это не спасало, хотя и было очень весело. Но каждый думал о том, что сафари заканчивается. А так хотелось продлить удовольствие хотя бы еще на недельку!

И вот настал час прощального ужина, который устроила для нас команда! Они превзошли все наши ожидания!

О команде яхты «Obsession» нужно сказать отдельно. Эти замечательные 10 человек целую неделю холили нас и лелеяли, ухаживали за нами так, что мы были потрясены! Любое наше желание, очень часто еще не высказанное(!!!), они незамедлительно выполняли. Помогали нам надевать и снимать снаряжение, оказывали помощь, не дожидаясь просьбы о ней. В наших каютах всегда была чистота и порядок. Постели всегда были убраны, когда после погружений мы возвращались в каюты (а ведь мы спали по 2-3 раза в день!). Кстати, не подумайте, что мы такие лентяи! Просто подъем у нас был в 5-15 утра, сразу брифинг и первый дайв. Потом завтрак и переход к новому месту. А азот в крови очень утомляет, поэтому мы спали во время перехода. Да и качка переносится легче. Затем снова брифинг и следующее погружение и т.д….

А как хорошо нас кормили! И поили вкусными соками-fresh.

В заключительный вечер во время очередной игры нам подали вкуснейший десерт!

Да! Чуть не забыла еще очень важную вещь! Нужно сказать, что сафари так сильно удалось, потому что у нас были самые лучшие гиды! И классная компания дайверов, которая собралась благодаря клубу «Акванавт»!